Адрес для входа в РФ: exler.world

История тренера из тайской пещеры

11.07.2018 13:04  21972   Комментарии (83)

Интереснейшая история тренера из тайской пещеры и того, каким образом детям удалось сохранить самообладание в этой кошмарной ситуации. Поразительный человек совершенно.

Его зовут Экалоп Чантавонг. Ему 25 лет, и сейчас он настоящий герой для всего мира — жители Таиланда нарекли его посланником небес за то, что помогал ребятишкам не сойти с ума, за то, что принял главный психологический удар на себя, за то, что отдавал последнюю воду и еду детям. (Читать дальше.)

11.07.2018 13:04
Комментарии 83

Забавно как факты обрастают совершенно дикими слухами.
Следил за новостями с первого дня как стало известно, что дети пропали в пещере. Следил по австралийским, британским и тайским новостным агенствам + сообществам кейв дайверов, близких к непосредственным участникам спасательной операции.
Поэтому немного уточнений постов выше:
1. Дети шли в пеший поход, расчитывая зайти недалеко в пещеру. Табличка на входе есть, предупреждая что с 1 Июля есть опасность затопления. Команда шла 23го Июня.
2. Они не собирались идти глубоко - но начавшийся дождь перекрыл им путь назад и им ничего не оставалось кроме как идти вперед. Собственно так они и оказались за 4км от входа (планов туда идти небыло)
3. Первые британские дайверы из спасательной группы знают систему как свои 5 пальцев. После того, как они достигли основной развилки системы они сразу сказали - если ребята живы, то они на том самом островке, где их и нашли. Другое дело что добраться туда было весьма непросто.
4. Вытаскивали ребят самым рискованым способом, которой изначально стоял на последнем месте с тз приоритетов. Но учитывая надвигающийся циклон - выбора не оставалось.
5. Ребята не спали, но дозу успокоительного они получили конскую и, как следствие, их реакция была более чем заторможенная. Более получаса под водой с 0 видимостью даже опытным дайверам непросто, а в тесноте, в пещере и в первый раз пол водой - успокоительное было жизненно необходимо.
6. К каждому ребенку было привязано 2 веревки - одна - к ведущему дайверу, вторая - к основной "линии" протянутой. Балоны с воздухом тащил ведущий дайвер. На этапе, где нужно было прилично подниматься вверх, я так понимаю их поднимали на носилках.

А тренер, несмотря на то, что косяк конечно его по большому счету, огромный молодец - 10 дней продержаться в пещере, даже не зная ищут тебя или нет - крыша у кого угодно поедет.
12.07.18 15:42
0 4

К вечеру 11 июля стало ясно, что тайские спасатели предприняли нечто совершенно противоположное. БиБиСи сообщает о том, что мальчики были усыплены, и находились в полубессознательном состоянии. Спасатели опасались того, что мальчики впадут в панику, увидев специальное оборудование и те препятствия, которые им придется преодолеть по дороге наружу.
Тайские власти не подтверждают и не опровергают данную информацию.
Мальчиков, в масках и с баллонами кислорода привязывали к телу спасателя. Как были преодолены очень узкие и сложные проходы в нижней части пещеры неизвестно. После того, как мальчиков доставили на верхние уровни, их привязывали к носилкам, которые были соединены с канатными шкивами, укрепленными на потолке пещеры.
12.07.18 13:02
0 0

У меня вопрос насчет этих одеял из фольги. Часто вижу во время спасательных операций. Понятно, что они места занимают с коробок, но от них реально нужны уже когда человек спасен ? То есть, этой фольгой укрыть лучше, чем каким-нибудь пледом ?
12.07.18 08:13
0 0

Мы пользовались примерно такими отражающими одеялами в походах. Они намного лучше защищают от холода от земли - работают, как термос. Плед промокнет тут же, и чтобы он согревал снизу, должно быть сухо.

Тренер большой молодец, что сохранил детей и они дождались спасателей. Примерно в том же возрасте работал с детьми (в школе учителем), ходил в походы. Всякое может случится и всего не предусмотришь, т.е. винить тренера в том, что он не догадался, что пещеру затопит - глупо, ИМХО. Пещера на склоне, идет вверх - а догадаться, что грунтовые воды пройдут и зальют середину - не всем дано. А детей он таки спас.
12.07.18 03:09
0 1

Похоже, пересказ новости с foxNews: www.foxnews.com
11.07.18 20:05
0 0

А там на австралийцев ссылка: www.news.com.au

Там уже рассказывается, что родственники сдали в монастырь его, т.к. "был печален и одинок". бабушка никакая не упоминается, есть фото с тётей "Единственной выжившей из его семьи".
11.07.18 20:12
0 0

И как в комментах фейсбука справедливо замечают - очень вольный пересказ - "Он мог медитировать до часа, эти его навыки возможно помогли всем детям" (а у австралийцев нет и этого) превратилось в "Когда британские дайверы, спустя 9 дней отчаянных поисков, обнаружили команду, дети сидели на камнях и тихо медитировали"
---
Ну ок) Было и в первоисточнике почти то же все-таки:
“Look at how calm they were sitting there waiting. No one was crying or anything. It was astonishing,” she said, referring a video that captured the moment the boys were found.
11.07.18 20:16
0 1

Вот кстати тоже оттуда: www.apnews.com
11.07.18 20:21
0 0

Поразительный человек, о сезоне дождей ни сном ни духом.
11.07.18 19:33
5 1

Поразительный человек, о сезоне дождей ни сном ни духом.
как я люблю диванных теоретиков. Постфактум вы та-а-акой умный, эт что-то! Прикиньте и все два десятка родителей детей (местных жителей, между прочим) были "не в курсе" сезона дождей и только чувак на диване в далёкой стране после несчастного случая открыл всему миру глаза!
11.07.18 21:10
1 5

Ты сам-то не чувак на диване в далёкой стране?
12.07.18 10:58
0 1

Ты сам-то не чувак на диване в далёкой стране?
доверяю мнению местных жителей и данным многолетних наблюдений за погодой в означенной местности. Согласно этим сведениям, априорная вероятность катастрофических событий не превышала порог беспокойства.
12.07.18 11:36
0 0

Когда ему было 12, он остался круглым сиротой - _вся семья погибла_ в эпидемии.
Спустя 10 лет он вернулся в поселение, чтобы _ухаживать за своей пожилой бабушкой_

Что-то не стыкуется...
11.07.18 18:22
0 1

Ну, вообще-то сирота - это когда погибают оба родителя. Какие-то родственники при этом могут остаться. Хотя термин "круглый сирота" обычно означает, что вообще никаких родственников нет, тут согласен.
11.07.18 18:31
0 0

вообще-то сирота - это когда погибают оба родителя
не, сирота - это когда лишился хотя бы одного родителя. А круглый - если обоих. Бабушки не считаются.
11.07.18 21:15
0 0

Когда я был в Бирме, экскурсовод рассказывал, что для бирманца норма несколько раз в жизни пожить в монастыре от пары месяцев до пары лет. Не служил - о свадьбе забудь. Вот до чего доходит.
11.07.18 15:32
0 0

Это не только в Бирме так, это вообще восточно-азиатская часто встречающаяся традиция - "год в монастыре".
11.07.18 15:44
0 1

Каждый тайский мужчина на какое то время стрижется в монахи. Обычно это довольно небольшое время - около недели, но можно и подольше - тут каждый сам решает.
12.07.18 10:40
0 0

То, что тренер смог удержать детишек от паники - молодец. сделал все, чтобы не произошло большей трагедии. НО! как ни крути - это безответственность, повлекшая за собой смерть человека. за которую в ответе тренер детишек. Благодаря Спасателям, Небесам - была только одна смерть.

о походах надо предупреждать полицию, службы спасения, работников парка, папу-маму... тем более, если ведешь детей.
11.07.18 15:26
2 2

за которую в ответе тренер детишек.
согласен, в принципе. Но он, думаю, уже расплатился за ошибку...
11.07.18 15:58
0 0

о походах надо предупреждать полицию, службы спасения, работников парка, папу-маму... тем более, если ведешь детей.
они абсолютно точно предупредили, поскольку их там вообще искать стали. Причём поисковикам и план их маршрута был известен - то есть они знали в каких именно залах пещеры их искать. Тут, вроде, всё чётко.

Давно коллега рассказывал про своего друга, фаната спелеологии, который любил по пещерам в одиночку лазить. Жил один, внезапно пропал. В домобильную эпоху, поэтому и отсутствие обнаружили не сразу и где искать решили тоже не сразу. Но, по крупицам собрали у друзей сведения о планах того чувака и поехали в нужную сторону и искали в том числе в нужной пещере. Заняло это с месяц. Но, таки нашли, причём живого, хотя изрядно исхудавшего. Чувак попал в залу в форме бутылки - лаз сверху узкий, книзу расширяется. Верёвок почему-то не навесил, оказался в ловушке. На впорос об еще и воде отвечал - соскабливал влажную глину со стен пещеры 😄.
11.07.18 16:30
0 0

"Причём поисковикам и план их маршрута был известен - то есть они знали в каких именно залах пещеры их искать. "
У них никакого плана маршрута не было, полезли они туда совершенно наобум, и нашли их случайно - дайвер всплыл не в том месте, где было запланировано. Единственно, что знали - что они вроде бы в эту пещеру собираются, и на входе нашли их вещи.
11.07.18 16:33
0 0

Благодаря Спасателям, Небесам - была только одна смерть.
А без жертв небеса не могли обойтись?
11.07.18 18:35
0 2

А без жертв небеса не могли обойтись?
молчат небеса...
11.07.18 21:58
0 0

Заняло это с месяц.
Так и было? Чувак сидел именно ***месяц***? Если так, то про него тоже надо фильм снимать. Про медитацию.
12.07.18 01:14
0 0

Так и было? Чувак сидел именно ***месяц***?
зуб не дам. Рассказ слышал более десяти лет назад во время корпоративной пьянки. Определёно в рассказах такого рода вполне возможны преувеличения, плюс разные фокусы памяти. Точно могу сказать, что озвученый срок меня тогда сильно поразил 😄. Вообще, месяц при наличии воды не так уж и много, плюс, какой-то запас продовольствия у него тоже был с собой.
Фильм... Ну, мопед-то не мой 😄, я только разместил объяву!
12.07.18 10:15
0 0

Сайт очень желтый. Думается красивую сказку журналисты придумали для него.
А вообще документалку по этому спасению, когда снимут какие нибудь BBC, с большим удовольствием бы посмотрел.
11.07.18 15:17
0 0

Источник в FB, я ссылки поменял. Bigpicture - не то чтобы желтый сайт, а просто копипиздеры - нагло воруют интересные статьи и перепечатывают безо всяких ссылок. Это я виноват, что первоисточник не поискал - я просто на такие сайты никогда не хожу и не очень в курсе, что это вообще. Кстати, чем-то подобным продолжительное время занимался Ибигдан, да и сейчас он ссылки ставит так, что их довольно сложно увидеть. Копипиздеры - они такие.
11.07.18 18:30
0 1

И вот, кстати, по ссылке есть план/разрез пещеры и понятно почему они пошли туда и почему не ожидали затопления. Если конечно я правильно понял и разрез верный. От входа пещера идет наверх, то есть она затапливалась не от входа, а грунтовыми водами, просачивавшимися сверху. Вот и ответ на вопрос почему пошли - потому, что не ожидали затопления.
nrb
11.07.18 15:09
0 0

Табличку про опасность затопления на входе прочитать была не судьба?
11.07.18 15:26
3 0

Табличку про опасность затопления на входе прочитать была не судьба?
Ну если конечно она там была, я там не был я не знаю 😄. Я думаю там вообще никак это не регулировалось, требовался трабл типа какого, чтоб все зашевелились. Вот сейчас и правила и таблички сделают. И службы организуют, которые следить за посещением будут.
nrb
11.07.18 15:39
0 0

Табличку про опасность затопления на входе прочитать была не судьба?
У нас (в Японии) везде в лесах висят таблички, что в лесах живут медведи, дикие кабаны, змеи и шершни. Неудачная встреча с ними может привести к смерти.
Про затопление - получаем по почте информацию, что наш дом может затопить и что надо быть готовым. И действительно, может - и недавно наводнение убило больше ста человек в стране.
Т.е. выход - никогда не брать на себя ответственность и ничего не делать? Пусть дети сидят дома и носа на улицу не показывают?
12.07.18 02:56
0 0

В такой комбинации, которая в этом случае получилась - да, лучше пусть сидят дома, чем ходить с таким тренером в такие выходы. Чудом одной только смертью обошлось. Что касается родителей и прочих, это их проблемы, но при одном только слове, что чувак собирается вести 12 детей в пещеру ОДИН, я бы это запретил немедленно.
12.07.18 10:40
0 0

но при одном только слове, что чувак собирается вести 12 детей в пещеру ОДИН, я бы это запретил немедленно.
а у вас как принято? На 12 человек 43 надзирателя с резиновыми дубинками и четыре автозака?
Зы. Мы в этом возрасте вообще без сопровождающих чаще всего обходились в походах выходного дня. Не экскурсионные пещеры, конечно, так, обычная зимняя тайга... Как хорошо, что озабоченных комплексом вахтёра на нас не напало.
13.07.18 01:27
0 0

"художник изобразил Чантавонга сидящим в позе лотоса и держащим на руках 12 маленьких котят"

И тут соврал .. кабанчики/вепри на картинке
потому что команда называется "Дикие вепри" (кабаны).
11.07.18 14:42
0 2

Да, видно журналист очень хочет быть писателем.
"Тренера спасали последним. О чем думал этот отважный молодой человек, оказавшись с пещерой один на один?"
Сильно сомневаюсь, что его оставили одного, наверняка там несколько водолазов дежурили.
11.07.18 15:19
0 0

Да и про медитацию преувеличено. Оказавшись в таком положении волей не волей замедитируешь. Навыки выживания важнее.
11.07.18 15:22
0 0

кабанчики/вепри на картинке
поросята называется потомство вепрей...
11.07.18 15:59
0 0

Но вообще, конечно, со всем уважением, но более безответственное поведение представить себе сложно. Потащить в опасную пещеру 12 человек детей без опыта спелеологии\плаванья\вообще сложных походов... На границе сезона дождей, про который известно, что это жопа... Первый вопрос, который я бы себе задал - если что-то случится, как я один буду их спасать? Даже за помощью некого послать! Полный привет.
11.07.18 14:40
3 6

Первый вопрос, который я бы себе задал - если что-то случится, как я один буду их спасать?
Будем верить что полиция ему эти и другие вопросы задаст. И виновные понесут заслуженное наказание.
11.07.18 15:31
3 2

я бы чувака в покое оставил. Формально составить отчет. Отстранить от тренерской должности. Ему с этим жить еще.
11.07.18 16:00
0 1

Потащить в опасную пещеру 12 человек детей без опыта спелеологии\плаванья\вообще сложных походов...
Да, ну, бросьте. В неопасную пещеру на несложную экскурсию, не в первый раз. Постфактум-то, конечно легко судить, что она опасная и тд.

На границе сезона дождей, про который известно, что это жопа...
Наоборот. Про который известно, что, как правило в Таиланде, это небольшие лёгкие дождички.

Полный привет.
Катастрофы случаются и в куда более благоприятных условиях. Всего реально не предусмотришь. Парень сам-то от этих детей не так далеко по возрасту ушёл. То, что он сумел всех сохранить живыми и дождаться помощи - огромный респект и уважуха.
11.07.18 16:20
0 4

"Наоборот. Про который известно, что, как правило в Таиланде, это небольшие лёгкие дождички."
Я, простите, там жил год. Это вселенский потоп, который льется с неба пару-тройку месяцев без перерыва, и затопляет все, что вообще можно затопить. О чем была предупреждаюшая табличка на входе в пещеру.
11.07.18 16:36
1 0

"Катастрофы случаются и в куда более благоприятных условиях. Всего реально не предусмотришь."
Всего не предусмотришь. Но обсуждаемая ситуация - это 100% сознательное действие, ведущее к опасной ситуации. Безопасных 10-километровых регулярно затапливаемых пещер не бывает. Сто метров вглубь такой пещеры - это уже потенциально опасная ситуация. Как, например, потенциально опасная ситуация - нахождение детей в воде. Любого типа, в том числе 5 метров от берега.
11.07.18 16:39
0 1

Это вселенский потоп, который льется с неба пару-тройку месяцев без перерыва, и затопляет все, что вообще можно затопить
Для Чианг Рая среднемесячное количество осадков в июне-июле - около 200 мм. Это много, но не катастрофически много.
11.07.18 17:00
0 0

Я на Пукете жил, там дождей больше. Но в данном случае неважно - такие пещеры затопляются в дождливый период практически всегда, и это общеизвестно. Тренер просто понадеялся на "авось проскочим, пока не началось".
11.07.18 17:15
0 0

он сам признал свою безответственность. Судя по СМИ, сами тайцы в нем видят, скорее героя.
aag
11.07.18 17:18
0 2

он сам признал свою безответственность.
Для лидера редкое качество. До большой политики не дойдет...
11.07.18 20:34
1 1

Вы когда-нибудь были детским вожатым/руководителем группы/тренером?
12.07.18 02:58
0 0

Но в данном случае неважно - такие пещеры затопляются в дождливый период практически всегда, и это общеизвестно
я уже выше писал - это общеизвестное вам постфактум "почему-то" было неизвестно не только тренеру (он-то как раз понаехавший), но и двум десяткам родителей этих детей, большинство из которых там, вообще-то, всю жизнь прожили. Как вы хотя бы для себя объясняете эту явную нестыковку? Проживший 10 лет в монастыре тренер тайными колдовскими буддийскими методиками отключил здравый смысл у двух десятков взрослых местных жителей и ещё более многочисленных их родственников и знакомых? С коварной целью заманить детей в затопленную пещеру и там.... научить их чОрНоЙ медитации (в пещере же, поэтому чОрной)! Точно сюжет для фильма.
12.07.18 10:24
0 0

Да, и знаю, о чем говорю. О том, как это страшно и тяжело отвечать за безопасность группы школьников, просто стоящей лагерем на безопаснейшем морском побережье.
12.07.18 10:41
0 1

это общеизвестное вам постфактум "почему-то" было неизвестно не только тренеру (он-то как раз понаехавший), но и двум десяткам родителей этих детей, большинство из которых там, вообще-то, всю жизнь прожили. Как вы хотя бы для себя объясняете эту явную нестыковку?
Никакой нестыковки здесь нет, а есть элементарное раздолбайство и готовность доверять всяким "ответственным" людям. Это абсолютно нормальная вещь. Скорее, родитель, который ДЕЙСТВИТЕЛЬНО вникает в обеспечение безопасности выхода - это редкость. Я водил детей и знаю, о чем говорю.
12.07.18 10:44
0 0

Что за бред я тут читаю. Ты уверен, что ты в Таиланде жил? Вот я живу тут 4 года и с уверенностью могу сказать - все что ты тут втираешь и про дожди и про пещеры - дичь, не имеющая отношения к реальности.
12.07.18 10:45
0 0

есть элементарное раздолбайство
двадцать взрослых раздолбаев? А, ну раз вы так говорите, то так оно и есть.
12.07.18 11:39
0 0

Я такое видел сплошь и рядом в группах наших школьников. Какое там двадцать, из ста в среднем три-четыре человека обычно хотят узнать подробный план маршрута, что и как будет делаться, куда и когда и с кем будут ходить дети. Остальным достаточно "ну вот у нас будет вот тут лагерь на две недели, и все будет в порядке". Элементарное доказательство этого - что никто из родителей даже не мяукнул по поводу того, что 12 детей в пещеру ведет ОДИН человек, не прошедший элементарных тренингов по спелеологии. Это полный ахтунг, даже у нас его никто бы туда не пустил с детьми. Что касается пещеры, то вы просто ее описание почитайте. В такие пещеры на 200 метров заходить опасно без всякой воды.
12.07.18 12:52
0 1

Как звёзды сошлись то!
11.07.18 14:28
0 0

Мне кажется, СМИ сейчас очень полюбят эту историю про медитацию, и она нас всех еще задолбает. Нас спасет только имя этого героического паренька, которое слишком смешное для русского уха, из-за него штамповать пафосные тексты про медитацию наверное будет трудно.

Не могу представить себя в подобной ситуации. Но интересно, сколько у них было с собой еды? Они продержались 10 дней, это была голодовка, или дайверы берут с собой запас на всякий случай?
11.07.18 14:03
1 1

Они продержались 10 дней, это была голодовка, или дайверы берут с собой запас на всякий случай?
Причем тут дайверы? Они шли в пеший поход в пещеры. Да еще и вроде собирались отметить день рождения одного из членов команды. Так что еда у них с собой была.
11.07.18 14:07
0 0

Пардон, я хотел сказать спелеологи.
То есть это по любому многодневка была? Я сам в пещеры не лазаю (и видимо теперь точно не полезу 😄 ), понятия не имею, что означает 5 километров.

P.S. Пока писал всюду имя «Эскалоп» поменялось на «Экалоп». Или мне померещилось в самом начале?
11.07.18 14:11
1 0

эцилопп
11.07.18 16:00
0 1

йецилоп
11.07.18 22:15
0 1

Это, наверное, высшая ступень мастерства в буддизме — спасать жизни «ничего не деланьем».
11.07.18 14:02
1 4

Интересно, почему в этой истории все время пишут о страданиях из-за жажды. Они ведь сидели в пещере, выход из которой был перекрыт водой.
11.07.18 13:47
6 0

Потому что пить эту воду почти невозможно, это такой густой кефир из ила, грязи и прочего.
11.07.18 13:55
0 9

Имя в цитированной части с ошибкой написано. Его зовут Эккапол (Ekkapol Chantawong).
11.07.18 13:44
0 2

У тайцев нет стандарта транслитерации латиницей. Каждый пишет, как в голову придет, отсюда путаница.
12.07.18 10:28
0 0

Интересно, кстати, что он из Бирмы. Бирма по отношению к Таиланду - это как Средняя Азия к России, то есть бирманцы "понаехавшие". Они работают на грязных и тяжелых работах и часто сталкиваются с дискриминацией. И вообще отношение к ним так себе у многих тайцев (стереотипное, конечно). Так что налицо положительный момент в деле интернационализма.
11.07.18 13:39
0 0

Чианг Рай находится почти на границе с Мьянмой, там много бирманцев. Ну и да, Мьянма страна бедная, многие едут на заработки в Таиланд.
aag
11.07.18 13:58
0 0

Ну что можно сказать? Во многом, его жизнь к этому подготовила. Трудно сказать, как повел бы себя на его месте кто-то другой, но наверняка ему было бы сложнее, чем Экалопу.
11.07.18 13:36
0 1

че-то жиденько написано. ИМХО. Такое впечатление, что взяли коротенький параграф из официального источника и разбавили в 10 раз.
11.07.18 13:36
0 2

Да, действительно история с настоящим чудом. Был как раз в Таиланде в это время и видел, что народ переживал.
Я сам в старших классах и первых курсах занимался спелеологией, и вспоминая то время понимаю, то что их нашли в затопленных пещерах уже было удивительно, а то что все выжили и смогли сохранить спокойствие невероятное чудо... Слава Богу так все хорошо закончилось.
11.07.18 13:35
0 0

У меня такое чувство, что весь мир наконец-то выдохнул!
Молодцы ВСЕ! -- от детей начиная и всеми, кто принимал участие, заканчивая. Кстати, включая прессу, которою попросли не мешать спасательным работам своим присутствием, что они и сделали.
11.07.18 13:23
0 1

Ушел от Будды и стал Буддой.
11.07.18 13:22
0 0

не открывается. упал, видимо, сайт
11.07.18 13:14
0 0

У меня открывается нормально.
11.07.18 13:16
0 0

да, все норм все. с рабочего ноута открывал, а на нем закрыт доступ скорее всего
11.07.18 13:19
0 0

bigpicture.ru
Сайт со всеми видами рекламы.
11.07.18 13:11
0 0

И что, что с видами рекламы? Им жить-то на что-то надо. Благодарные читатели поголовно используют Adblock. Всем приходится как-то выкручиваться. У меня по статистике где-то половина читателей использует блокировщики рекламы.
11.07.18 13:18
0 0

А статистика учитывает всех пользователей с блокировщиками или только тех, у кого блокировщик на сайте активен?
11.07.18 16:01
0 0

"Им жить-то на что-то надо. " - работать не пробовали? говорят, за это платят. Врут, наверное...
11.07.18 17:44
1 1

"Им жить-то на что-то надо. " - работать не пробовали? говорят, за это платят. Врут, наверное...
Вы мне напоминаете извозчика из анекдота про Шаляпина
11.07.18 21:28
0 1
Теги
Сортировать по алфавиту или записям
BLM 21
Calella 143
exler.ru 271
авто 441
видео 3983
вино 359
еда 497
ЕС 60
игры 114
ИИ 29
кино 1579
попы 190
СМИ 2751
софт 930
США 129
шоу 6
Что ещё почитать