Адрес для входа в РФ: exler.world

О быстрой зарядке для смартфонов

11.04.2019 11:04  14090   Комментарии (23)

Читатель с ником iDiver прочитал наши споры по поводу быстрых зарядок и прислал письмо, в котором постарался аккуратно все разложить по полочкам. С его любезного разрешения публикую письмо здесь - для тех, кто хочет разобраться.


 

Что-то накипело по поводу быстрых зарядок и того сумбура, который накопился в головах читателей, не очень глубоко погруженных в электротехнические темы, хочется немного прояснить.

1. Напряжение и ток на аккумуляторе

В телефоне используется Li-Ion аккумулятор, напряжение которого 4В. Это, условно, номинальное напряжение. В конце процесса зарядки туда может подаваться до 4,25В, но уже через час-другой после отключения зарядного устройства напряжение будет примерно таким.

Попытка подать на аккумулятор бОльшее напряжение приведет к резкому увеличению тока, перегреву и деградации. Соответственно, заряжать его можно исключительно таким напряжением. Это аксиома. Далее, если бы мы заряжали аккумуляторы в идеальных условиях, то мы бы взяли источник напряжения и регулировали ток в каких-то пределах, в зависимости от емкости, технологии производства, текущей температуры аккумулятора итд. Однако, чтобы быстро зарядить аккумулятор, требуются довольно большие токи. Например, чтобы зарядить аккумулятор емкостью 5000 мАч, допустим, за 1 час, нам понадобится ток 5А. На такой ток не рассчитан ни кабель, ни разъем телефона.

2. Напряжение и ток быстрых зарядок

Тогда производители придумали стандарты быстрой зарядки, Quick Charge, в которых напряжение может достигать 20В.

Но аккумулятор-то надо заряжать напряжением 4В, поэтому в смартфоне установлен драйвер заряда аккумулятора, который преобразует небольшой ток относительно высокого напряжения в большой ток напряжения 4В.

Зачем же тогда эти 20В? А помните, были целые серии статей о тестировании различных USB кабелей? Так вот, высокое напряжение нужно ровно для того, чтобы можно было передавать большую мощность по тонкому кабелю. И в начале процесса зарядки идет согласование зарядного устройства с телефоном, когда контроллеры определяют совместимые режимы зарядки. 

И тут, кстати, есть проблема с телефонами, оснащенными user-frendly разъемом USB Type-С: они очень ограниченно поддерживают эти самые QC 2.0 и 3.0, и, по сути, требуют толстого кабеля для быстрой зарядки. И только стандарт QC 4+ обещает эту проблему решить. В Xiaomi Mi 9 как раз установлен разъем USB Type-С и заявлено, что он поддерживает QC 4.0, т.е. он должен иметь возможность быстрой зарядки относительно тонким кабелем. (Прим. Экслера: ко мне адаптер с QC 4.0 уже приехал, вот и проверим на Mi 9.)

3. Тепловая деградация аккумуляторов

Не буду говорить за все телефоны, но в Xiaomi Mi Max 2 стоит защита от перегрева аккумулятора, поэтому, как только температура аккумулятора приближается к 40 градусам, происходит уменьшение тока зарядки. Например, когда я заряжаю телефон с остаточным зарядом 30% не вынимая его из силиконового бампера, то такая температура может быть достигнута жарким летом и к 40-50% заряда ток падает, растет время заряда. После снижения температуры аккумулятора до 35 градусов, ток заряда снова начинает расти. 

Можете установить себе на телефон программку Ampere и все увидеть собственными глазами: и по какому протоколу идет зарядка (не у всех телефонов отображается корректно), и какое сейчас напряжение, и какой ток, и какая температура аккумулятора.

Если на вашем телефоне температура аккумулятора либо поднялась выше 40 градусов, либо не отображается, это повод заподозрить, что производитель не контролирует этот параметр при зарядке, что может приводить к повышенной деградации аккумулятора.

4. Увеличение количества циклов заряда 

Было несколько комментариев, где народ рекомендует держать уровень заряда аккумулятора в пределах 65-75% общей емкости, при этом количество циклов заряд-разряд увеличивается аж в 10-15 раз!. Ну, не поспоришь, вот только и количество запасенной энергии падает в те же 10 раз. Т.е. реального увеличения жизни аккумулятора почти не происходит, происходит только увеличение энтропии за счет усилий по поддержанию этого заряда в указанных пределах.

Про беспроводные технологии я ничего не знаю, у меня пока не было телефонов с беспроводной зарядкой, и разбираться пока лень, но базовые принципы там ровно те же самые, законы физики не обойти. Да и построены они, наверняка, поверх существующих технологий быстрой зарядки.


(от Экслера) Вот только по поводу абзаца "Не буду говорить за все телефоны, но в Xiaomi Mi Max 2 стоит защита от перегрева аккумулятора, поэтому, как только температура аккумулятора приближается к 40 градусам, происходит уменьшение тока зарядки. Например, когда я заряжаю телефон с остаточным зарядом 30% не вынимая его из силиконового бампера, то такая температура может быть достигнута жарким летом и к 40-50% заряда ток падает, растет время заряда. После снижения температуры аккумулятора до 35 градусов, ток заряда снова начинает расти."  готов поспорить.

Вполне верю, что в разных смартфонах есть встроенная защита от перегрева. Однако все технологии быстрой зарядки построены на том, что в самом начале зарядки мощность максимальная (то-то производители так любят указывать время зарядки до 50-70%), но по мере наполнения батареи мощность начинает заметно падать (чтобы сохранить батарею), причем это совершенно не зависит от перегрева.

Я много раз по прибору следил за параметрами быстрой зарядки разных смартфонов - всегда сначала было на максимуме, а потом мощность заметно снижалась и после 70% была уже совсем небольшой. Собственно, вот в этой статье я о данном принципе и писал.

Комментарии 23

В ЖЖ опять глюки

Читатель с ником iDiver прочитал наши споры по поводу быстрых зарядок и прислал письмо, в котором постарался аккуратно все разложить по полочкам. С его любезного разрешения публикую письмо здесь - для тех, кто хочет разобраться.

[Error: Irreparable invalid markup ('') in entry. Owner must fix manually. Raw contents below.]

https://www.exler.baby/blog/o-bystroy-zaryadke-dlya-smartfonov.htm
Читатель с ником iDiver прочитал наши споры по поводу быстрых зарядок и прислал письмо, в котором
12.04.19 03:13
0 0

Хочу немного объяснить пришедшие из радиотехники понятия "источник напряжения" и "источник тока", которые упоминаются и в письме, и в комментариях. Источник напряжения должен выдавать определенное постоянное напряжение и, невзирая на изменение сопротивления нагрузки, обеспечивать требуемый ток. Источник тока обязан выдавать определенное значение постоянного тока и, при изменении сопротивления нагрузки, соответственно изменять напряжение на своем выходе для поддержания заданного тока. Все это, разумеется, в определенных пределах.
11.04.19 20:45
0 0

Вполне верю, что в разных смартфонах есть встроенная защита от перегрева. Однако все технологии быстрой зарядки построены на том, что в самом начале зарядки мощность максимальная (то-то производители так любят указывать время зарядки до 50-70%), но по мере наполнения батареи мощность начинает заметно падать (чтобы сохранить батарею), причем это совершенно не зависит от перегрева.
Ну да, ток заряда зависит и от температуры аккумулятора, и от процента заряда батареи. Поэтому зарядка смартфона на жарком солнышке может затянуться многие часы, может даже не завершиться до момента остывания аккумулятора. Например, если оставить телефон заряжаться в машине, стоящей на солнышке, при выключенном кондиционере.
11.04.19 17:28
0 0

Нам делали новую серверную, всё было рассчитано и выверено, и тут приезжает наш американский босс (а он по образованию физик), смотрит на силовую проводку, которую прокладывают к стойкам чуваки и говорит: "И таки шо? Вот по этим тонким проводом вы собираетесь запитать вот это всё?!" А мы ему: "А у нас тут не 120, а 220 вольт. Так что та же мощность получается при меньшем токе. А раз меньше предельный ток - то и сечение кабеля может быть меньше." Он: "Да! Всё забываю, что у вас тут не как у людей,- какие-то 220, какие-то цельсии,- как вы так живете?!" Хотя, крупные потребители типа сушилки, системы кондиционирования или водонагревателя тут питаются таки 220В - отдельная проводка. А то провод толщиной в палец - как-то не круто...

Чтобы в автомобиле запитать нагрузку ватт на 50 - всего-навсего!- придется смириться с тем, что ток будет порядка 4 ампер (даже чуть больше). Кабель надо будет взять толстый. А 50-ваттная лампочка в настольной лампе (ну, 60-ваттная, как стандарт, что даже больше) вполне работает с тонкими проводками. Потому, что ток маленький.
11.04.19 14:59
0 1

Вы нам еще объясните, для чего ЛЭП 500 нужна:))
11.04.19 15:12
0 0

Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова
11.04.19 15:49
0 2

Так по мере зарядки снижается разница напруги между батареей и источником (напряжение батареи приближается к тем самым 4,25, или 4,35 в случаях HV батарей), потому еще снижается количество поступающей энергии в батарею. Т.к. иначе бы пришлось еще больше увеличить ток зарядки, а это бы повлекло еще более быстрый нагрев батареи.
11.04.19 13:25
0 0

Так по мере зарядки снижается разница напруги между батареей и источником (напряжение батареи приближается к тем самым 4,25, или 4,35 в случаях HV батарей), потому еще снижается количество поступающей энергии в батарею.
Ноуп, там источник тока же, при достаточно высоком входном напряжении напряжение автоматически изменяется согласно закону Ома. В простейших зарядках это _может_ быть использовано для ограничения тока в конце заряда, да - ставится стабилизатор напряжени, за ним стабилизатор тока и получается падающая в конце характеристика тока заряда. Но в современных зарядках зарядный контроллер более умный и хитрый и профиль зарядного тока более сложный, поэтому именно этот эффект вряд ли используется.
11.04.19 15:14
0 0

Все верно. И чехол при зарядке лучше снимать.
Можно вообще заряжать телефон в холодильнике. Просунул проводок зарядки через резинку-уплотнитель дверцы холодильника (да хоть морозилки) и получил очень быструю зарядку:))
===
Интересно, а если телефон имеет стандарт IP68, можно ли его заряжать под струей холодной воды?
11.04.19 12:37
0 4

Просунул проводок зарядки через резинку-уплотнитель дверцы холодильника (да хоть морозилки) и получил очень быструю зарядку:))
Это очень хороший способ быстро убить литий-йонный аккумулятор. Он не только хреново ведёт себя при низких температурах в плане разряда, но ещё хуже если пытаться его зарядить сильно холодным. Поэтому, в холодильнике ещё, наверное, можно, но в морозилку точно совать не стоит. Да и хороший контроллер заряда, скорее всего, просто откажется его заряжать при -18.
11.04.19 15:17
0 2

Шутка это была, господа. Шутка.
Я там даже смайлик поставил - вдруг, не так поймут? Как в воду глядел - не так поняли, по-любому:))
11.04.19 15:44
0 1

Прикола ради пробовал засунуть смарт в холодильник, чтобы слегка снизить температуру, и чтобы жарким летом смарт побыстрее зарядился: температура аккумулятора была уже 39 градусов, заряд шел медленно. Да и забыл его там на полчаса где-то. Достал, воткнул в зарядку, а он показывает температуру батареи -7градусов, и выставляет ток заряда что-то в районе 300 мА. И держал его до примерно +7, потом ток начал расти.
11.04.19 17:20
0 0

А у меня с каких-то старых времен есть засевшее убеждение (возможно ошибочное), что аккумулятор дольше всего живет, если его не подзаряжать понемножку часто, а заряжать пореже и каждый раз давать сесть почти в ноль (до 5% скажем), а потом уж заряжать до 100%.
С телефоном такой режим, конечно, не обеспечишь, а вот с планшетом (древний iPad2) у меня обычно всегда так получается - ставлю на зарядку, только когда он уже орет, что сейчас вырубится (на 2-3%). В итоге лет за 7 постоянной эксплуатации чисто субъективно у него емкость батареи вообще не упала. Как новым работал ~10-12 часов, так и сейчас работает.
11.04.19 12:08
0 1

а заряжать пореже и каждый раз давать сесть почти в ноль (до 5% скажем
Для литий-йона это как раз вредно.
11.04.19 15:18
0 0

И тут, кстати, есть проблема с телефонами, оснащенными user-frendly разъемом USB Type-С: они очень ограниченно поддерживают эти самые QC 2.0 и 3.0
До USB Type-С понятно - каждый извращался как мог, чтобы впихнуть невпихуемое в обычный USB-кабель.

Но зачем с USB Type-С нужны все эти проприетарные QC 2.0, 3.0 и т.п., если уже несколько лет, как есть открытый стандарт USB Power Delivery, который может до 100 Вт?

Или это Qualcomm принципиально не поддерживает открытый стандарт, чтобы продавать свои зарядники?
11.04.19 12:03
0 0

> В конце процесса зарядки туда может подаваться до 4,25В, но уже через час-другой после отключения зарядного устройства напряжение будет примерно таким.
С чего это вдруг? Это ж не свинцовый аккумулятор. Как зарядили, такое напряжение и будет на выходе висеть.
Кстати, для обычных аккумуляторов предельное напряжение 4.2В, для High voltage (HV) - 4.35В. Сейчас практически во всех новых телефонах аккумуляторы HV. Откуда взялось 4.25В - непонятно.
Ну и если уж говорить про зарядку, то неплохо бы и стандартный CCCV алгоритм упомянуть.
11.04.19 12:02
0 0

Алекс, защита от перегрева определенно есть. Литиевые аккумуляторы просто нельзя заряжать при очень высоких и очень низких температурах.

Возьми телефон с поддержкой быстрой зарядки, заряди на 100%, подключи к быстрой зарядке и запусти что-то очень тяжелое, чтобы на 100% проц загрузило и разогрело до >40 °С. Увидишь, что при наступлении перегрева проценты заряда начнут тикать вниз, т.к. аккумулятор перестанет принимать энергию с прежней скоростью.

И наоборот, если у аккумулятора температура ниже нуля, то заряжаться он не станет, пока не отогреется. Это определенная проблема в зимнем походе, когда вечером хочется зарядить фотоаппарат от банки, а он не заряжается, пока в спальник не положишь и не подержишь там. И в угол палатки электронику тоже не очень выйдет кинуть заряжаться на ночь, т.к. там может быть минус.
11.04.19 11:56
0 1

Так аккумулятор может деградировать и ёмкость падать. Если на полной "скорости" (большими токами) заряжать до конца - то очень легко можно перезарядить. А ЛиПошки этого страшно не любят и могут бомбануть. Поэтому токи и снижают - чтобы гарантированно не допустить разрушения аккумулятора.
11.04.19 11:25
0 1

С чисто бытовой точки зрения я не очень понимаю вот какую вещь в этом споре. 😄

Да, без сомнений интересно разобраться, как там на самом деле все устроено. Но даже если предположить, что быстрая зарядка уменьшает время службы батареи на, скажем, полгода, неужели это не окупает удобство? Ведь в чужом городе пока пьешь кофе в условном Старбаксе можно зарядить телефон на остаток дня. Или перед уходом на работу зарядить телефон, если забыл поставить на зарядку на ночь. Это же реально полезная штука!

Ну и ведь никто не мешает заряжать от медленной зарядки на ночь, если беспокоишься за перегрев и прочие беды, и километры текстов в Интернете не успокаивают. Благо цена вопроса очень невелика.
11.04.19 11:24
0 0

Все правильно говорите. Совершенно необязательно использовать быструю зарядку каждую ночь. А вот в критических ситуациях она очень даже пригодится. Кроме того, я тут потестировал быструю зарядку по стандарту QC 4+. Там все очень и очень интересно, сегодня опубликую.
11.04.19 11:31
0 1

Есть статья о том что убивает батареи телефонов: smartphones.gadgethacks.com

В конце есть рекомендации, так вот там как раз советуют наоборот юзать быструю зарядку и не оставлять телефон на ночь.

Я после этого полюбил быстрые зарядки еще больше )
11.04.19 12:20
0 0

Интересно, спасибо, сейчас почитаю.
11.04.19 12:27
0 0

Я когда-то забыл в офисе на зарядке какую-то древнюю, но уже GSM Моторолу, с Ni-Mh батареей. Офис был закрыт 3 дня (какой-то праздник был), после чего Моторола стала держать заряд 4-5 часов максимум, не зависимо от того, пользовались ней, или она просто лежала. Замена батареи ничем не помогла. В другой такой же обе батареи работали нормально. Так что с тех пор у меня нету привычки оставлять телефоны (и иные подобные приборы) на зарядке сверх положенного времени.

Вообще, аккумуляторы - самое слабое звено в современной технике: капризные, непредсказуемые. Поэтому пока что все эти новомодные машинки на батарейках - ни-ни! Бензин - наше всё.
11.04.19 15:56
0 0
Теги
Сортировать по алфавиту или записям
BLM 20
Calella 143
exler.ru 271
авто 440
видео 3979
вино 359
еда 496
ЕС 60
игры 114
ИИ 29
кино 1579
попы 190
СМИ 2749
софт 930
США 128
шоу 6
Что ещё почитать