Тонкости оформления постов в Telegram-каналах

08.12.2022 42854   Комментарии (54)

Без преувеличения можно сказать, что в настоящий момент Telegram-каналы стали важнейшей частью сегодняшнего информационного ландшафта... Тьфу, какая пафосная фраза получилась. Я прошу почтеннейшую публику эту фразу игнорировать. Мы скажем по-простому. Telegram-каналы сейчас читают почти все. Более того, очень многие ведут свои собственные telegram-каналы - вне зависимости от того, есть им что сказать или нет. 

Также немаленькое количество людей, на которых в Facebook были подписаны десятки тысяч читателей, уже мигрировали в Telegram, потому что в Facebook и с оформлением постов - полная лажа, и показывают эти посты далеко не всем подписчикам, а уж какая бездна там творится с бесконечными блокировками - вы и сами прекрасно знаете, поэтому ничего удивительного в том, что инфлюэнсеры (они же, прости господи, "лидеры мнений") массово уходят из богомерзкого Facebook в благословенный (по крайней мере, пока) Telegram. 

В данной статье мы не будем обсуждать конкретные telegram-каналы (в дальнейшем я буду писать просто "каналы", чтобы не увеличивать энтропию Вселенной и сохранить зеленые легкие планеты), а поговорим о том, как оформлять посты вашего канала, чтобы улучшить их читаемость и привлечь дополнительную аудиторию.

Что кроме всего прочего выгодно отличает telegram-каналы от Facebook и многих других средств ведения блога? То, что возможности канала в Telegram можно практически неограниченно расширять так называемыми ботами - специальными программами-роботами, предназначенными для выполнения самых разнообразных задач. Например, есть боты для улучшения оформления постов, есть боты для модерирования чатов (в том числе и тех чатов, которые используются для комментариев под конкретными сообщениями канала), также существуют боты-планировщики для отложенных публикаций и составления контент-планов каналов. 

Обо всем этом позже мы еще будем здесь разговаривать, потому что полноценный телеграм-канал трудно сделать без подобных ботов, однако в Telegram и безо всяких ботов существуют определенные возможности улучшить читаемость постов стандартными средствами этого мессенджера. 

Какие же это возможности? Давайте в данной статье о них и поговорим. 

1. Работа с текстом

Telegram позволяет использовать различные начертания шрифтов:

  • жирный - для выделения основных мыслей, для заголовков поста;
  • курсив - для выделения каких-то кусков текста, также курсив может использоваться как текст в скобках;
  • подчеркнутый - используется для подзаголовков или для выделения важных слов или понятий;
  • зачеркнутый - обычно используется в ироничном смысле, например: "этот дебил прекрасный человек";
  • моноширинный - тоже используется для выделения в тексте и, например, для формул, банковских реквизитов, номеров телефонов, фрагментов кода;
  • скрытый - убирает текст под спойлер.

И сразу замечу, что все эти начертания могут комбинироваться друг с другом: текст одновременно может быть жирным, курсивом, подчеркнутым и так далее. 

Даже такая простая вещь, как изменение начертания текста значительно улучшает его читаемость. 

Вот, например, сравните. 

Обычный пост. 

  

Этот же пост с использованием различных начертаний. 

Как менять начертание шрифта в тексте поста?

Есть несколько способов. 

1. Через контекстное меню на смартфоне 

Обычным образом выделяете нужный текст. Сверху появляется меню. 

Там нажимаете на три точки подменю - появляются все варианты изменения начертания. И их можно комбинировать: например, сначала выбрать жирный, а потом курсив.

2. Клавиатурными сочетаниями в десктоп-клиенте. (Для ПК на Windows - через Ctrl, для Mac - через Cmd.)

жирный - Ctrl+B
курсив - Ctrl+I
подчеркнутый - Ctrl+U
зачеркнутый - Ctrl+Shift+X
моноширинный - Ctrl+Shift+M
скрытый - Ctrl+Shift+P

3. Спецсимволами в самом тексте, используя разметку Markdown

жирный – обрамите текст двумя звездочками: **текст**;
курсив – два нижних подчеркивания: __текст__;
подчеркивание – два тире: --текст--;
зачеркнутый – две тильды: ~~текст~~;
скрытый – две вертикальных черты: ||текст|| 

2. Использование ссылок и оформление комментария

Многие ведущие telegram-каналов, когда хотят прокомментировать некую заметку или статью, сначала пишут комментарий, а потом ставят ссылку - Telegram сам из нее делает кликабельный анонс. (Кстати, если вы не хотите, чтобы Telegram добавлял анонс, то при создании поста у анонса просто нужно нажать на крестик справа сверху - и он будет удален.)

Однако Telegram позволяет ставить ссылки на конкретные слова или сочетания в тексте, при этом точно так же делает анонс, и такое оформление выглядит заметно лучше. 

Чтобы поставить ссылку на конкретное словосочетание в тексте, его нужно выделить и нажать Ctrl+K (в смартфоне - выделить словосочетание, нажать на три точки подменю и там, где можно менять начертание, выбрать "Добавить ссылку"). 

Такой пост выглядит лучше. 

Ссылок в тексте, вообще говоря, можно ставить сколько угодно, но анонс будет делаться только с первой ссылки. 

Еще один вариант делать комментарий: сделать скриншот и приложить его к посту с комментарием. Однако в этом случае никакой анонс Telegram не сделает (потому что приложена картинка), поэтому не забудьте поставить ссылку на источник в тексте комментария. 

3. Иллюстрации и фото

Чтобы приложить иллюстрацию (фото) к посту, нужно нажать на значок с изображением скрепки и выбрать изображение. При этом в форме отправки будет опция "Сжать изображение", которая по умолчанию не отмечена. 

Так вот, если ее не отметить, то Telegram изображение приложит в виде мелкой превьюшки, и, чтобы его открыть, нужно будет нажимать на ссылку. И это очень и очень неудобно для читателей. 

А если отметить опцию, то Telegram немного поджатое изображение вставит прямо в пост, и это будет смотреться значительно лучше. 

Также в клиенте для ПК есть простенький фото-редактор, в который можно попасть, щелкнув на фото при его добавлении или при редактировании поста. В нем изображение можно кадрировать, поворачивать, зеркально отображать и рисовать на нем разными цветами. 

В приложении на смартфоне этот редактор значительно более продвинутый. Там можно изображение поворачивать на любой угол, рисовать на нем, прикреплять стикеры, писать текст, улучшать и менять параметры, размазывать какие-то зоны (blur) и менять цветовую гамму. 

Обращаю ваше внимание на то, что подпись под изображением может быть не более 1024 символов. Если их будет больше, Telegram просто перенесет избыточный текст в следующий пост. 

Можно ли добавить изображение не над текстом, а внизу, после текста? Стандартными средствами - нет. Однако некоторые боты поддерживают возможность добавления изображения (только одного) в конец текста вот в таком виде. При этом текст уже может быть до 4096 символов, а не 1024.

Теперь о добавлении нескольких фотографий. При создании поста нажимаете на скрепку и выбираете те изображения, которые вы хотите опубликовать. Там есть опции "Группировать" и "Сжимать". 

Если их не выбирать, то Telegram сначала опубликует подпись, а потом по одной - превьюшки изображений, каждую из которых можно будет открыть отдельно в нужной программе, выбрав ее из выпадающего списка. 

Если их сжать, но не группировать, то они будут опубликованы уже в виде полноформатных (возможно, слегка поджатых) изображений, и это значительно удобнее для читателей. 

Если же выбрать "Группировать", то Telegram изображения сам сгруппирует в альбом превьюшек, приложенных к одному посту - и это, наверное, самый удобный вариант. 

Порядок следования фото в превьюшках можно менять вручную. Однако сам формат группировки в альбоме обычными средствами менять нельзя (но есть боты, которые позволяют по-всякому настраивать альбомы). 

Максимальное количество изображений (и видеороликов, которые прикладываются точно так же) для одного поста - 10 штук. Если их приложить больше, то из остальных Telegram сформирует следующий пост в том же стиле. 

4. Большие статьи с иллюстрациями

Иногда может потребоваться написать большую статью с иллюстрациями в тексте - ну, например, аналитическая статья со ссылками и схемами, обзор какого-то смартфона. 

Telegram не умеет делать статьи с иллюстрациями внутри заметки - даже с помощью ботов можно сделать только текстовую заметку максимального размера в 4096 символов и у нее конце вклеить одну иллюстрацию. 

Для подобных статей у Telegram есть отдельный механизм под названием Telegra.ph. Вот там при помощи более или менее продвинутого редактора, позволяющего вставлять иллюстрации в статьи (но не обтекать их текстом) можно сделать уже относительно нормальную иллюстрированную статью, но там тоже есть свои ограничения, а редактор напоминает редактор Яндекс.Дзена. 

Вот кусочек статьи оттуда.  

Ну и после нажатия кнопки "Publish" в Telegra.ph вы просто получаете постоянный адрес этой статьи, и эту ссылку можно вставить в пост в Telegram с анонсом. 


Ну вот вроде и все о стандартных средствах улучшения читаемости в постах Telegram. Дальше будем рассматривать боты, позволяющие создавать план публикаций и значительно расширять возможности оформления постов, а также боты, с помощью которых можно сделать продвинутый модерируемый чат для комментариев записей канала. 

Также напомню о других моих статьях о Telegram:

 

© 1998–2024 Alex Exler
08.12.2022

Комментарии 54

Спасибо за этот цикл статей, очень полезно!
Буду ждать продолжение про использование телеграм-ботов.
08.12.22 20:16
0 1

Чтобы поставить ссылку на конкретное словосочетание в тексте, его нужно выделить и нажать Ctrl+K (в смартфоне - выделить словосочетание, нажать на три точки подменю и там, где можно менять начертание, выбрать "Добавить ссылку"). 
А есть способ оформить ссылку таким образом в подписи к картинке? "Добавить ссылку" в подменю при публикации нет, появляется только при редактировании поста. Надоело каждый пост открывать на редактирование, чтобы оформить ссылки. Клиент для андроида.
08.12.22 16:49
0 0

А есть способ оформить ссылку таким образом в подписи к картинке?
Конечно. А в чем проблема выделить текст и нажать на три точки меню?
08.12.22 16:55
0 0

А в чем проблема выделить текст и нажать на три точки меню?
В том, что
"Добавить ссылку" в подменю при публикации нет
И вообще никаких вариантов оформления при публикации картинки с подписью нет. Полное меню появляется только при редактировании.
08.12.22 17:07
0 0

Проверил. И правда. Ну то есть меню-то при выделении есть, но там только "Поделиться", факт. Но это на смартфоне. На компе-то, понятное дело, никаких проблем.
08.12.22 17:57
0 0

Проблема именно на смартфоне, да.
08.12.22 19:05
0 0

Я делаю так:
1. Сначала пишу подпись, оформляю текст и ставлю в него ссылку (Create link).
2. Вырезаю готовую подпись в буфер.
3. Вставляю картинку и к ней прикрепляю подпись со ссылкой из буфера.
Не благодарите
09.12.22 02:13
0 0

редактор напоминает редактор Яндекс.Дзена
BTW, Дзэн нынче не Яндекс, а мейлру...
08.12.22 15:37
0 0

Если при вставке видео отключить на нем звук - видео конвертнется в GIF.
08.12.22 10:57
0 1

Кстати, да, есть такое. Но, насколько я помню, не любое видео, а только определенного размера.
08.12.22 12:15
0 0

Пара дополнительных нюансов:
* Превью генерируется к первой ссылке поста. Стоит учитывать, если ссылок в тексте несколько, и думать, какую ссылку поставить первой.
* Технически, при посылке группы медиа-файлов текст под группой - это описание к первому медиа-файлу.
08.12.22 10:25
0 1

Превью генерируется к первой ссылке поста. Стоит учитывать, если ссылок в тексте несколько, и думать, какую ссылку поставить первой.
У меня именно это и написано.

Ссылок в тексте, вообще говоря, можно ставить сколько угодно, но анонс будет делаться только с первой ссылки. 
08.12.22 10:50
0 1

Если хотите превью к конкретной ссылке, которая не первая, то в пробел вначале статьи вставляете ссылку и радуетесь 😄

Если хотите превью к конкретной ссылке, которая не первая, то в пробел вначале статьи вставляете ссылку и радуетесь 😄
Остроумное решение, спасибо 😄

Более того, можно использовать даже не пробел, а невидимые символы.

здесь, как я понимаю, много людей со всего мира бывает.
Подскажите, за пределами бывшей страны советов телеграм этот кто-нибудь использует?
Я почему спрашиваю, в англискоязычных источниках ни каких упоминаний про него мне как-то не попадается.
08.12.22 10:23
1 1

Видел где-то пару лет назад, что он довольно популярен в Иране. Плюс недавно пробегала новость, что Телеграм исполнял решение индийского суда, связанное с нарушением авторских прав.
08.12.22 10:27
0 0

В США как я понял его вообще нет. Что-то порядка 10 млн. пользователей, т.е. 3% от населения.
08.12.22 11:33
0 0

здесь, как я понимаю, много людей со всего мира бывает. Подскажите, за пределами бывшей страны советов телеграм этот кто-нибудь использует? Я почему спрашиваю, в англискоязычных источниках ни каких упоминаний про него мне как-то не попадается.
Два раза ставил эту помойку и тут же сносил.
08.12.22 12:12
9 0

в Германии продвинутая аудитория переползает на него с ВоттсАппа, но в основном для общения. У крупных новостных изданий есть свои телеграм-каналы, но не то что бы ими повсеместно пользовались.

При этом в новостях о войне в Украине и кремлёвских интригах везде ссылаются на телеграм-каналы источников, поэтому популярность телеги как информационного ресурса в общем-то растет
08.12.22 12:24
0 1

В Германии власти изо всех сил пытаются создать ему имидж сомнительного русского средства для общения нациков, экстремистов, педофилов, преступников всякого рода и сторонников теорий заговора.
Первое, что попыталась сделать министр внутренних дел нынешнего правительства, вступив в должность - запретить телеграм.
08.12.22 12:29
0 0

Два раза ставил эту помойку и тут же сносил.
Это Телеграм-то - помойка? Оборжаться...
08.12.22 12:45
1 4

Это Телеграм-то - помойка? Оборжаться...
человек просто не умеет выражать свои мысли, как мне кажется. Просто это не его.
Я тоже пытался пытался перейти с ICQ, но как-то не зашло.
08.12.22 21:59
0 0

Я тоже пытался пытался перейти с ICQ, но как-то не зашло.
Это было еще смешнее...
08.12.22 22:51
0 0

Я тоже пытался пытался перейти с ICQ, но как-то не зашло.
В наше время есть люди, пользующиеся ICQ?
Или тут какая-то тонкая шутка, которую я просто не понял?
09.12.22 12:27
0 1

Ну вот только недавно в Испании нужно было связаться с тех. поддержкой криптоматов Shitcoins. У них на сайте только два варианта — электронная почта и телега. Так что где-то да используют.
09.12.22 16:04
0 0

А как удобнее писать и оформлять всё это: с ПК или со смартфона?
08.12.22 09:52
0 0

Кому как, но мне с ПК на порядок удобнее.
08.12.22 10:49
0 2

Кстати, о ПК.
Есть такой клиент Franz - позволяет в одном и том же приложении использовать много мессенжеров (и не только - всё, что имеет веб-интерфейс).
Там они что-то далековато шагнули по пути монетизации, поэтому клиент форкнулся в Ferdi (оба названия, понятно, от имен кайзера - Franz Joseph I и, полагаю, Franz Ferdinand - на иконках знаменитые усы и бакенбарды).

Так вот, проги умеют задейстовать всё, имеющее веб-интерфейс - скайп, телегу, воцап, гмейл, разные рсс-агрегаторы (у меня inoreader), слак, дискорд, и т.д. Увы, такие мессенджеры, как Сигнал и Вайбер в пролёте, т.к. не имеют вебверсий.
Есть под разные платформы.

Обожаю. Использую Ферди - веб-клиент телеги практически ничем не уступает десктопному, воцап тоже, не приходится держать целый зоопарк.
Фенди ещё умеет бережно относиться к ресурсам и памяти. В общем, есличо зацени.

С безопасностью норм - всё же те самые родные клиенты, к тому же исходник открыты, коммуна большая.
09.12.22 12:42
0 0

Интересно, спасибо, поизучаю.
09.12.22 15:31
0 0

А в это время в параллельной вселенной Вотсапа - WhatsApp добавит возможность редактировать сообщения - новость от июня этого года (после 5 лет тестирования фичи). Ничего, я верю в силы команды разработчиков M**a, вотсап ещё обойдет телеграм на вираже!

Молодцы телеграм: за такое короткое время превратить просто текстовый мессенджер в шикарный поставщик контента и постоянно развивать - так держать. Алекс, спасибо за серию постов, помаленьку наконец-то знакомые начинают переходить туда.
08.12.22 09:17
0 1

Молодцы телеграм: за такое короткое время превратить просто текстовый мессенджер в шикарный поставщик контента и постоянно развивать
Да, это прям реально очень удобно, я теперь практически все СМИ только через их телеграм-каналы и читаю.
08.12.22 09:42
0 1

Вопрос. А можно как-то регулировать, где размешается рисунок в сообщении? Просто видел сообщения, где рисунки располагались не только сверху, но и снизу (после текста).
08.12.22 08:39
0 0

Стандартными средствами - нет. У меня, кстати, это написано. Ботами такое сделать можно, но вниз можно поместить только одно изображение (несколько я знаю).
08.12.22 08:56
0 1

Простите, не увидел!
08.12.22 09:02
0 0

Хмм... Похоже, это я лажанул - хотел написать, но не написал. Сейчас допишу.
08.12.22 09:16
0 0

Дописал и показал, как это выглядит.
08.12.22 09:23
0 0

Как я понимаю, технически - это не прикреплённое изображение, а простой текстовый пост со ссылкой на изображение, закаченное на какой-то сервер. Телеграм же просто генерирует превью.
08.12.22 10:22
0 1

Насколько я вижу, это именно изображение, вставленное в текст. Оно открывается в полноразмере и сохраняется.
08.12.22 10:49
0 0

Да, снизу только 1 изображение. Самый удобный сервис для этого (да и вообще для публикаций материалов в ТГ - Telepost.me (не реклама))

Попробую, спасибо. А то я сейчас платный бот использую.

Голубая вертикальная полоса слева от изображения всё-таки намекает, что это превью. Просто по клику на превью, сгенерированного из URL'a картинки, открывается картинка из URL. URL, вероятно, идёт в начале сообщения (спрятан под пробелом или другим невидимым символом - как обсуждено выше).

Вопрос в том, где эта картинка в итоге хостится.
08.12.22 11:04
0 2

Выяснил. В Telegra.ph хостится, как и ожидалось.
08.12.22 11:23
0 0

Да, снизу только 1 изображение. Самый удобный сервис для этого (да и вообще для публикаций материалов в ТГ - Telepost.me (не реклама))
Уже попробовал. Вроде реально офигенная штука, спасибо! Особенно удобно то, что основные функции все делаются через веб.

Спасибо! Хочу отметить, что в некоторих странах Telegra.ph заблокирован и нужно менять днс на гугловский или другой..
08.12.22 08:34
0 0

Теперь о добавлении нескольких фотографий.
Ну когда уже здесь?..
08.12.22 08:31
0 0

Ну когда уже здесь?..
А мне нравится, что здесь нельзя вставлять много фотографий и много видео. Сайт остается текстовым, да и необходимость выбора одной штуки улучшает качество 😄

Что никоим образом не мешает запостить десяток коментов х1 фото/видео (см. пятнишные песенки). Нет так нет, просто Алекс анонсировал...

До НГ сделаем.

"новость про Бублика" написана отлично! 😄
08.12.22 08:17
1 5

👍😁
08.12.22 08:56
0 0

Только птеродактиль был Кузьма (в "СоТ" АБС) 😄
Bug
08.12.22 09:10
0 1

И при чем тут АБС?

— Постой, — растерянно сказал я. — Что ты несешь? Кто погиб? Почему проблемы нет?

— Кто-кто? — простонал Винни. — Птеродактиль погиб, Васятка наш! Как увидел, что зажаливают меня негодяйские пчелы, так взвился в небо, соколик наш перепончатокрылый, чтобы на себя отвлечь основной вражеский огонь. Ты меня, Пятак, в этот момент из ружья вместе с шариками и подшиб, ворошиловский стрелок хренов. А Васятка-то, Васятка, — еще пуще зарыдал Винни, — пчелы на него так и накинулись, когда увидели, что основной агрессор сверзился на землю. Правое крыло — хрусь, пополам! Левое крыло — хрясь, опять пополам. Он только и успел простонать: «Кошерен я или право имею», и бульк в болото, один хвост и торчит. Вон, Иа, скотина длинноухая, уже бродит вдоль берега, пытается Васяткин хвост себе приспособить. А что я теперь Кристоферу Робину скажу? — завыл Винни, размазывая по морде мед вместе со слезами и соплями. — Он же мед наказывал добыть, чтобы Васятку кормить было чем! Птеродактильное животное — не чета нам, мелкоте! Ему этого меда — цистернами возить надо, чтобы он кошерность обрел!

У меня тревожным колоколом забухало сердце. Значит, все? Значит, конец нашим светлым устремлениям? И все останется по-старому? Я вернусь в свою квартирку, доставшуюся от геройски погибшего в унитазе дяди Посторонним В? Опять меня будут ни в грош не ставить? Снова мы с Винни пойдем бродить по лесу, подвергаясь насмешкам окружающих. Все! Все пропало! Зачем нужны были эти жертвы? Этот героизм… Чем-то тяжелым сдавило горло, я только и успел простонать: «Виннииииииии»… (Отсюда.)
08.12.22 09:18
0 3

Птеродактиль погиб, Васятка наш!
"Лавр Федотович взял бинокль и некоторое время изучал коменданта, потерявшего дар речи.
- Факт смерти у вас отражен? - осведомился он.
- Христом богом... - пролепетал комендант. - Какой смерти?... Да почему же смерти... Да живой он, в приемной дожидается..."
😄
Bug
08.12.22 09:54
0 0